Воспоминания воронежца об автобусном сообщении «Воронеж—Отрадное» разных лет.

Ниже приводятся воспоминания воронежца Евгения Мартыненкова о том, каково было автобусное сообщение между Воронежем и Отрадным много лет назад.

ПАЗ-672

Отрадненский маршрут я начал помнить с самого начала 80-х годов. Обслуживало маршрут ПАТП-5. Автобус ходил от АС/Луч, причём в кассе автостанции на него продавались билеты. Путь следования: АС/Луч—Ф.Энгельса—Степана Разина—Чернавский мост—Ленинский пр-т—Димитрова—Отрадное. Остановки по городу: Первомайский Сад, Димитрова, Волгоградская, Нефтебаза. Остановка Димитрова была там же, где и сейчас посадка на автобус №124. Где-то в 1987-1988 году по улице Ф.Энгельса на участке от Плехановской до 9 Января было введено одностороннее движение. Поэтому вместо этого участка при следовании из Отрадного автобус стал ездить по улице Никитинской. Протяжённость маршрута согласно данным сводных расписаний за 1987-1995 годы — 17 км. Первоначально конечная в Отрадном располагалась, можно сказать, в чистом поле, немного не доезжая кладбища. Где-то в середине 90-х после многочисленных жалоб и звонков маршрут был удлинён на 1 км, и автобус стал ездить до той части села, которая называется «Выкрестово». До 1993 года работал один автобус. Со второй половины 80-х годов и до 1998 года его расписание было стабильным.
Отправление из Воронежа: 06.50, 08.30, 12.40, 14.20, 16.00, 18.00
Отправление из Отрадного: 06.00 (из Воронежа нулевым рейсом), 07.40, 09.20, 13.30, 15.10, 16.50, 18.50 (этот рейс следовал до Димитрова, хотя в расписании это не было отражено).

В 1993 году добавился ещё один автобус. Его расписание до 1998 года также было стабильно.
Отправление из Воронежа: 06.00, 07.40, 09.20, 13.30, 15.10, 16.50, 19.00
Отправление из Отрадного: 06.50, 08.30, 10.10, 14.20, 16.00, 17.40, 19.50 (здесь ситуация, аналогичная рейсу «18.50», т.е. следовал до Димитрова)
ПС: ПАЗ-672 (смутно помню в самом начале 80-х), ЛиАЗ-677М, ЛиАЗ-677МБ (с 1993 года)

ЛиАЗ-677М

Помимо основного маршрута, с 1991 года и по середину 90-х (точные сроки назвать не могу) существовал дополнительный маршрут в Отрадное. Он отправлялся от Левобережного автовокзала. Протяжённость маршрута согласно данным сводных расписаний за 1987-1995 годы — 12 км. На этом маршруте было только 3 рейса в утреннее время. Отправление из Воронежа: 05.35, 06.45, 08.00. На второй и третий рейсы билеты продавались в кассе автовокзала, первый рейс обилечивал водитель, поскольку кассы Левобережного автовокзала начинают работу с 06.00. Отправление из Отрадного: 06.10, 07.20, 08.35. Смысл этого маршрута — разгрузка основного Отрадненского маршрута в утренний час пик. ПС: ЛАЗ-699Р. Если анализировать протяжённость маршрута и тип ПС, то может сложиться впечатление, что в ПАТП-5 работали не совсем адекватные люди. На самом деле всё гораздо проще. В первой половине 90-х у ПАТП-5 был рейс в Эртиль отправлением в 11.30. Туда-то и ездил ЛАЗ-699Р. А для того, чтобы у водителей получался нормальный баланс рабочего времени, к этому Эртильскому рейсу давали в нагрузку этот обрезанный Отрадненский маршрут. Т.е. рано утром (до 09.00) автобус совершал 3 рейса в Отрадное, а в 11.30 отправлялся в Эртиль.

ЛАЗ-699Р

Осенью 1998 года на маршруте № 124 появился частный перевозчик. У него был один график. Как и на рейсы ПАТП-5, на его рейсы билеты также продавались в кассе автостанции. Всё, что мне известно об этом перевозчике, это то, что он базировался в Отрадном, хотя я не исключаю, что юридически он был зарегистрирован в Воронеже или даже в Новой Усмани. ПС: ПАЗ-672М, ПАЗ-3205. Появление частника внесло существенные коррективы в график работы ПАТП-5 на этом маршруте. Вместо двух автобусов остался один. Его расписание существенно изменилось как по времени отправления, так и по количеству рейсов, их осталось всего 5: 2-утром, 3 после обеда. Так, после обеда время отправления из Воронежа было: 13.00, 15.00, 17.00. Из Отрадного: 14.00, 16.00, 18.00 (до Димитрова, на сей раз это было узаконено). Как видите, автобус заканчивал работу довольно рано. Важно подчеркнуть, что автобус ПАТП-5 возил льготников бесплатно, в то время как в частных автобусах льгот не было.

С декабря 1999 года маршрут был перенесён на АС «Ярмарка». Расписание не изменилось. Путь следования: Донбасская-Плехановская-Ф.Энгельса и далее по маршруту. И снова отмечу, что и на рейсы ПАТП-5, и на рейсы частного перевозчика билеты продавались в кассе автостанции «Ярмарка». А между тем верно служивший в ПАТП-5 долгие годы ЛиАЗ-677М сменил на боевом посту ЛиАЗ-5256. Именно он ездил от автостанции «Ярмарка» с конца 1999 года и по лето 2002 года. Летом 2002 года на маршрут поставили новый ЛиАЗ-5256. Это был последний автобус ПАТП-5, который работал на этом маршруте. После закрытия АС/Ярмарка (зима 2003), автобус очень непродолжительное время ездил от Курского вокзала по тому же расписанию, после чего, с 01.04.2003 маршрут стал обслуживаться ПАТП-3.
Итак,с апреля 2003 маршрут № 124 был передан в ПАТП-3. Первоначально он продолжал ходить от Курского вокзала, однако расписание его по сравнению с расписанием автобуса ПАТП-5 существенно изменилось, прежде всего за счёт того, что добавился второй автобус. Таким образом, c самого начала работы на маршруте №124 ПАТП-3 обслуживало этот маршрут двумя автобусами.

ЛиАЗ-5256

Довольно быстро выяснилось, что пассажиропоток от Курского вокзала почти никакой, поэтому летом 2003 года маршрут укоротили, и он стал отправляться от вокзала «Воронеж-1». Место посадки — то же самое, что сейчас у автобусов 3н и 13н. По-прежнему работало 2 автобуса.
Что касается Отрадненского частного перевозчика, то с весны 2003 он прекратил работу на этом маршруте, однако он открыл маршрут №124А — укороченный вариант с отправлением от Димитрова. Посадка производилась на той же остановке, что и сейчас. Также важно отметить, что теперь вместо ПАЗиков перевозчик выпустил на маршрут несколько ГАЗелей.

Таким образом, по состоянию на конец 2003 года автобусное сообщение Воронежа с Отрадным осуществлялось:
а) маршрутом 124 «Воронеж-1—Отрадное», ПАТП-3, 2 автобуса;
б) маршрутом 124А «Димитрова-Отрадное», частный перевозчик, 3-4 ГАЗели.
Зимой-Весной 2004 года маршрут №124 был укорочен до Димитрова. Таким образом, оба маршрута стали прямыми конкурентами друг другу. Но маршрут №124 в исполнении ПАТП-3 выполнял одну важную функцию — он бесплатно перевозил льготников. Это и предопределило дальнейшую судьбу обоих маршрутов. Постепенно количество графиков ПАТП-3 увеличивалось, соответственно интервалы уменьшались. А вот ГАЗельный маршрут №124А постепенно стал затухать и в 2005 году исчез окончательно. Ну а ПАТП-3 в настоящее время обслуживает маршрут четырьмя автобусами.
С апреля 2003 года и по 2005 год на маршруте работали ЛиАЗы-5256 («Волжанин») — раздолбанные остатки, когда-то работавшие на городских маршрутах №27 и №28. Они разваливались буквально на дороге, и в них было страшно ездить, вдобавок салон представлял собой настоящую газовую камеру. Также в указанный период на маршруте работали и ЛАЗы-695Н.

ЛАЗ-695Н

В течение 2005 года маршрут в основном стал ПАЗиковым. Таковым он является до сих пор. Правда, довольно часто на маршруте можно встретить и жёлтые ЛиАЗы-5256.

ПАЗ-3205

Схема маршрута № 124 до начала 90-х годов: http://maps.yandex.ru/-/CVbEFB2k

Схема маршрута № 124 в настоящее время: http://maps.yandex.ru/-/CVbEFFoJ

Подготовлено по материалам форума ФОТ. Опубликовано с согласия автора.

Добавить комментарий